Среда, 22.11.2017, 14:05 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
ШКОЛА БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
8 (343) 207-53-70
(пн - пт, 10:00 - 18:00)

Logo
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Алёна Лебедева [2]Василий Сурин [15]
Кристина Кузьминчук [5]Независимые авторы [6]
Поиск
Постинг
Наш опрос
Какое направление личностного развития наиболее актуально для Вас?
Всего ответов: 10
Наше расписание
Наше расписание на портале СмартАфиша
RosBizInfo
Школа Бизнес-коммуникаций: Бизнес-сайт в каталоге rosbizinfo.ru
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Василий Сурин

Влияние речи на построение карьеры
 
22 сентября 2009-го года автор данного материала был приглашён, на утреннюю программу Областного телевидения «Хорошее настроение» в качестве специалиста по речевым коммуникациям.
 
Карьерист — тематический лейтмотив программы дня. Тема беседы: Влияние речи на формирование карьерного роста. Были подняты следующие вопросы:
— Какого значение речи в построении карьеры?
— Каждый ли может овладеть ораторским мастерством?
— Уральское «О-кание» — это дефект или особенность местных жителей?
— Все ли дефекты произношения исправимы?

Прямой телеэфир — это всегда экспромт; кроме того, эфирное время жёстко ограничено, поэтому многое осталось за бортом внимания. Предполагаю, что поднятая тема будет интересна и актуальна для когорты деловых людей.

Возможность карьерного роста, безусловно, основана на коммуникативных способностях и навыках личности. Коммуникация, как известно, выстраивается на двух уровнях: вербальном и невербальном. К невербальному уровню относится общение при помощи языка тела (позы, жесты, мимика) и голосовых сигналов доречевой коммуникации (смех, стон, визг, плач и пр.). Вербальный же уровень — это передача и восприятие информации через речь. Умение чётко ставить цели, обозначать задачи конкретного процесса взаимодействия, грамотно формулировать, излагать и аргументировать мысли, противостоять контраргументации («снимать» возражения оппонента) — всё это предопределяет получение положительного результата от общения.

При желании, ораторикой может овладеть любой дееспособный человек. Конечно, в каждом отдельном случае качественный результат будет различным. Речь человека — это следствие взаимодействия факторов, формирующих общий уровень культуры конкретного человека. К таким факторам относятся: генетическая предрасположенность, психологические особенности личности, социальная среда, образование.

Генетическая национальная и родовая предрасположенность в значительной степени определяет коммуникативные возможности человека. Например, южные народы отличаются повышенной темпераментностью и общительностью, северные народы, напротив, менее темпераментны и достаточно сдержанны в общении.

К психологическим особенностям относятся: темперамент и психологический тип личности. Темперамент человека влияет не только на его эмоционально-психологическое состояние, но и на мобильность мышления и, как следствие, на темп речи. Всем хорошо известны импульсивность холерика, рациональная общительность сангвиника, устойчивая медлительность флегматика, ранимость и тормозимость меланхолика. Психологический тип обусловливает коммуникативные способности. Динамика экстравертов, направленная во вне, чаще облегчает процесс общения, а энергия экстравертов, сконцентрированная во внутрь себя, может затруднять коммуникацию. Кроме того, независимо от темперамента и психологического типа, важно умение человека контролировать свои эмоции и управлять ими.

Социальная среда начинается с семьи, уклада взаимоотношений в ней (патриархат, матриархат, демократия, архаика, анархия и пр.) и традиций семейного воспитания. Продолжением личного социума является круг повседневного общения человека: друзья, товарищи и коллеги, знакомые…

Немаловажно значение в успешности человека играет и образовательная база: образовательный фундамент, который закладывается с детского сада, и способность человека к самообразованию.

Существенной составляющей ораторского мастерства является техника речи. Техника речи — это способность человека говорить технично и выразительно, т. е. чётко, внятно, ясно — понятно для окружающих. Техничности речи могут препятствовать две причины: вялый артикуляционный аппарат и явно выраженные, так называемые, дефекты. Артикуляционный аппарат поддаётся развитию и совершенствованию через систематические тренировки. А вот с дефектами дело обстоит сложнее. Некоторые дефекты исправляются в процессе работы над ними; другие возможно лишь корректировать; существуют и такие, которые, к сожалению, не исправляются.

Не исправляются дефекты, основанные на патологии голосового аппарата. Например, короткая уздечка языка. В данном случае требуется хирургическое вмешательство, и только после этого возможно получение положительного результата в исправлении дефекта. Корректировкой речевых дефектов занимаются специалисты узкой направленности: логопеды или дефектологи, в зависимости от сложности и причины дефекта.

До устранения основной причины, не поддаются исправлению, в должной степени, дефекты, возникшие вследствие психоневрологических заболеваний — необходимо своевременно обращаться к невропатологу. Следует учитывать, что не исключается возможность длительного медикаментозного лечения. Пренебрежение подобными мерами чревато задержкой не только речевого, но и умственного развития ребёнка.

Трудно исправляются дефекты речи, точнее произносительные особенности, обусловленные национальными факторами. Например, французский (немецкий, еврейский) грассирующий звук [Р] (от французского «grasseyer» — картавить) или украинский фрикативный [ХГ] и пр.

Совершенно проблемны зафиксированные дефекты, возникшие из-за несвоевременного развития речевых навыков у ребёнка. В этом случае, ответственность лежит на родителях. К шести годам ребёнок должен произносить чисто все звуки, владеть определённым набором речевых умений. Общая практика показывает, что после двенадцати — четырнадцати лет, запущенные дефекты почти не поддаются исправлению, их можно лишь корректировать в определённой степени.

Другая проблема, которая волнует не только специалистов средств массовой информации, профессионалов разговорного жанра, но и значительную часть современных деловых людей, которым часто по роду деятельности приходится бывать за пределами Уральского региона, — уральское «О-кание». «О-кание» — не дефект, это местная произносительная особенность — т.е. диалект (говор), как «А-кание» в Москве и «ШО-кание» на Украине. «О-кание» на Урале обусловлено жёстким континентальным климатом Среднего Урала: западные атлантические ветры и резкая смена температур. Организм человека, интуитивно поджимая верхнюю губу, защищает себя от заглатывания холодного влажного воздуха — страхуется от переохлаждения и простуд. Зажим верхней губы, в свою очередь, провоцирует произношение основных гласных звуков близко к звуку [О]. Таким образом, со временем сформировался уральский произносительный стереотип.

Для информации, нормой считается ни Московский, ни Петербургский выговор, а среднесибирский. В результате ассимиляции (слияния множества этнических культур) в Сибирском регионе естественным путём сформировалось усреднённое произношение.

Кроме «воркующего» «О-кания», для Урала характерно «бесподобное» «ЧО-кание», заполонившее в последнее время, к сожалению, и центральные телевизионные каналы. Ещё одна особенность речи уральцев — быстрый темп. Подвижный темп речи обусловлен принадлежностью коренных народов Урала к урало-алтайской языковой макросемье, в основе которой лежат тюркские, алтайские, финно-угорские генетические ветви. Экзальтированные интонации, интонационные выпады в речи — также влияние азиатских корней.

Часто задаётся вопрос о возможности или невозможности научиться говорить грамотно и красиво в домашних условиях. Конечно, учиться говорить, общаться следует в реальном общении — слушать, наблюдать, анализировать, запоминать, воспроизводить, находить необходимые доводы для доказательства истинности своих идей, искать выход из сложившейся ситуации, принимать решения. Самостоятельно возможно только репетировать предполагаемую ситуацию общения и развивать отдельные речевые навыки. Итак, практические советы для самостоятельной работы:

Для развития чёткости произношения практикуйте упражнения-чистоговорки (скороговорки). Проговаривать их следует в медленном темпе, чеканя согласные звуки, активно открывая рот на гласных звуках. Основная задача — сказать чисто (внятно), а не скоро (быстро).

Для развития красноречия (умения красиво говорить) рекомендуется выразительное чтение вслух художественной литературы и материалов периодических изданий средств массовой информации. Это нарабатывает у человека литературный и общественно-политический язык общения.

Не забывайте также репетировать предстоящие выступления или переговоры перед зеркалом!

Выходите в люди, общайтесь, добивайтесь желаемого для Вас результата! «Стучите, и Вам откроют!»
   
С уважением,
Василий СУРИН
   
Материал опубликован:
"Секрет успеха. Шпаргалка для бизнеса",
№ 01, Екатеринбург
   
Использован рисунок:
Категория: Василий Сурин | Добавил: trainer (10.06.2010) | Автор: Сурин Василий Юрьевич E W
Просмотров: 1709 | Теги: речь, карьера, имидж, человек, деловой

Copyright MyCorp © 2017