Среда, 22.11.2017, 13:58 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
ШКОЛА БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
8 (343) 207-53-70
(пн - пт, 10:00 - 18:00)

Logo
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Алёна Лебедева [2]Василий Сурин [15]
Кристина Кузьминчук [5]Независимые авторы [6]
Поиск
Постинг
Наш опрос
Какой формат обучения для Вас наиболее предпочтителен?
Всего ответов: 17
Наше расписание
Наше расписание на портале СмартАфиша
RosBizInfo
Школа Бизнес-коммуникаций: Бизнес-сайт в каталоге rosbizinfo.ru
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Кристина Кузьминчук

Философская детерминанта в отечественной системе образования: выбор образовательной модели

«Дремучий» и жестко централизованный характер управления образованием, закрепившийся еще в отечественной практике, не мог способствовать развитию индивидуализированных подходов в обучении. Свободная самостоятельная личность и вовсе была обречена на вымирание как несовершенный вид образовательного процесса.
   
С появлением философского знания как квинтэссенции человеческой культуры появилась реальная возможность создания новой образовательной «галактики». Остается лишь определиться с выбором «инструментария».
   
Рассмотрим детерминанты образовательного процесса с позиций различных философских направлений —  идеализм, материализм, прагматизм, экзистенциализм, выступающих в качестве «проекций» на университетское образование. 
I. Идеалистическая образовательная модель

― сфера образования представляет собой совокупность идеалов духовности, морального развития и пиетета в отношении высших сил и авторитетов. 

Распределение образовательных ролей 
Преподаватель ― центральная фигура в учебном процессе. Образец интеллектуальной целостности, зрелости духа и дисциплинированности мышления. Подобная эталонная ролевая установка предполагает не только высокий авторитет преподавателя, но и навыки у него ораторского мастерства, эрудированность, логичность и строгость аргументации. 
   
Студент ― пассивный участник образовательного процесса. Он реализует свою активность в самообразовании, соединяя полученные знания с реальной жизнью. Его цель ― взойти на престол интеллектуального совершенства, но не путем устранения конкурентов, а через освоение выдающихся идей духовной культуры прошлого.
Особенности образовательной модели: 
  • общая гуманитарная направленность; 
  • приверженность к дидактике и книжным методам; 
  • установка на сохранение наследия и идеалов прошлого; 
  • традиционализм; 
  • академический уровень образовательных программ; 
  • здоровая психологическая среда. 
Данная модель образования в той или иной степени способствует усилению позиций университетов. Явная направленность на развитие фундаментальных областей знания, формирование высокой духовности, интеллекта, индивидуальности и характера ― приносят свои плоды. 
II. Материалистическая образовательная модель

― сфера образования держится на трех китах — научный подход, знание конкретных фактов и данных, практическая материалистическая методология (лабораторные занятия, исследования, практикум). 

Распределение образовательных ролей 
Материализм отвергает авторитарную ролевую модель преподавателя, настаивая на его нейтралитете в образовательном процессе. 
   
Студент ― выполняет функцию ментора, беря на себя часть преподавательских полномочий. Обязательными для него будут: навыки научного мышления, мотивировка на достижение истины и постоянство самообразования. Непрерывное обучение как целостная система образования с успехом воплощается в материалистической образовательной модели.
Особенности образовательной модели: 
  • бщая естественнонаучная направленность; 
  • отказ от авторитарных методов в обучении и исследовании; 
  • баланс теоретической и практической деятельности; 
  • приверженность к эгалитарным формам; 
  • самостоятельная исследовательская деятельность; 
  • непрерывное обучение/образование. 
Материалистическая образовательная модель оказывается более гибкой, современной в организации структуры учебного процесса, нежели идеалистическая. Тем не менее, обнаруживаются не только явные различия, но и очевидное сходство в ориентации моделей. 

III. Прагматическая образовательная модель

― образовательная реальность выступает неотъемлемой частью реальности социальной. Прагматизм не отвергает ценностное значение научного знания, но настаивает на его постоянном обновлении ― по принципу «все течет, все изменяется». Научное знание должно быть адаптировано к запросам переменчивой действительности ― вот основное условие для его существования на образовательной арене. 
   
Социальное знание оценивается как определяющее. При использовании проблемных методов обучения оно дает наиболее точное представление о реальности и обеспечивает активизацию жизненной позиции. 
Распределение образовательных ролей 
Преподаватель ― выступает в роли «напарника» по нахождению выхода из проблемной ситуации. Подобная учебная «стратегия» находит себя в групповых формах обучения, дискуссиях, использовании техник «мозгового штурма». 
   
Студент ― занимает активную позицию «капитана» поискового «лайнера», чья деятельность направлена на нахождение ответов.
Особенности образовательной модели: 
  • высокая мобильность и адаптивность к запросам времени; 
  • экспериментальный метод познания действительности; 
  • практичность и полезность — абсолютные критерии истины; 
  • социальная и коммуникативная направленность; 
  • инициативность и активность обучающихся; 
  • выработка социальной ответственности; 
  • мотивация на достижение личного и общественного блага. 

Основное предназначение высшего образования усматривается в подготовке студентов к ситуациям постоянного выбора, ограниченного лишь соображениями практической выгоды и признанием ответственности. 

IV. Экзистенциалистская образовательная модель

― определяющей образовательной реальности выступает индивидуальное бытие личности, сформированное в процессе обучения. 

Распределение образовательных ролей 
Преподаватель ― выступает в качестве некого «абсолюта». Его основная функция состоит в том, чтобы «подвести» студента к индивидуальному постижению истины. 
   
Студент ― занимает позицию единомышленника, внешне равноправного участника диалога, проясняющего ценности индивидуального человеческого бытия. Бытие студента ― это бесконечная череда вопросов и ответов на них, различных ситуаций выбора. 
Особенности образовательной модели: 
  • экзистенциональная трактовка образования; 
  • внутренняя направленность и концентрация на духовном спектре; 
  • «сократовский» диалог преподавателя со студентом; 
  • использование метода сомнения; 
  • индивидуальное постижение истины; 
  • самосозидание и постоянство выбора. 
Для экзистенциональной трактовки образовательной модели свойственно признание ответственности за «конечный» результат образования, за то, как человек распорядился своей жизнью в итоге. 
   
В основе любой образовательной модели лежит та или иная система ценностей. Ценностный ряд для идеалистической модели образования ― это традиционализм, стремление к духовной чистоте и нравственному совершенству. Материалистическая модель ставит на символический пьедестал ― практичность, образованность, абсолютную приверженность науке. Прагматики в большей степени ориентированы на достижение личной и общественной пользы, выработку адаптивности к окружающей переменчивой действительности. Для экзистенциалистов главное ― формирование индивидуальности, внутреннее постижение и развитие. Различные системы ценностей ― различные образовательные модели.
   
Определить, какая из образовательных моделей наиболее жизнеспособна, и какие методы на сегодняшний день показывают лучшие результаты ― достаточно сложно. При всей, казалось бы, общности философских воззрений, легших в основу моделей образования, каждое из них ― отдельная «планета» со своим миропониманием и мировосприятием. В этой ситуации сложно судить о плюсах и минусах. «Конкурс» на лучшую образовательную модель изначально обречен на провал. 
   
Взаимное усилие и взаимная дополняемость различных философских подходов и обучающих методов, а не абсолютизация различий ― вот адекватный метод борьбы с сегодняшним догматизмом в образовании. Вот универсальный подход к решению глобальной задачи образования.

 


Использована литература:

  1. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: учебник — Ижевск: Издательство Удм. Университета, 2010. — 254 с.
  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — 213 с.
  3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие — Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2002. — 158 с. 
  4. Философия образования. Сборник материалов конференции — Санкт-Петербург. Серия "Symposium”, выпуск 23. Санкт-Петербургское философское общество, 2002.


Источник: http://krismile.livejournal.com/
Категория: Кристина Кузьминчук | Добавил: RadistkaKat (01.09.2011)
Просмотров: 3393

Copyright MyCorp © 2017