ФИЛОСОФСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ
«Дремучий» и жестко централизованный характер управления образованием, закрепившийся еще в отечественной практике, не мог способствовать развитию индивидуализированных подходов в обучении. Свободная самостоятельная личность и вовсе была обречена на вымирание как несовершенный вид образовательного процесса.
С появлением философского знания как квинтэссенции человеческой культуры появилась реальная возможность создания новой образовательной «галактики». Остается лишь определиться с выбором «инструментария».
Рассмотрим детерминанты образовательного процесса с позиций различных философских направлений — идеализм, материализм, прагматизм, экзистенциализм, выступающих в качестве «проекций» на университетское образование.
I. Идеалистическая образовательная модель
― сфера образования представляет собой совокупность идеалов духовности, морального развития и пиетета в отношении высших сил и авторитетов.
Распределение образовательных ролей
Преподаватель ― центральная фигура в учебном процессе. Образец интеллектуальной целостности, зрелости духа и дисциплинированности мышления. Подобная эталонная ролевая установка предполагает не только высокий авторитет преподавателя, но и навыки у него ораторского мастерства, эрудированность, логичность и строгость аргументации.
Студент ― пассивный участник образовательного процесса. Он реализует свою активность в самообразовании, соединяя полученные знания с реальной жизнью. Его цель ― взойти на престол интеллектуального совершенства, но не путем устранения конкурентов, а через освоение выдающихся идей духовной культуры прошлого.
Особенности образовательной модели:
- общая гуманитарная направленность;
- приверженность к дидактике и книжным методам;
- установка на сохранение наследия и идеалов прошлого;
- традиционализм;
- академический уровень образовательных программ;
- здоровая психологическая среда.
Данная модель образования в той или иной степени способствует усилению позиций университетов. Явная направленность на развитие фундаментальных областей знания, формирование высокой духовности, интеллекта, индивидуальности и характера ― приносят свои плоды.
II. Материалистическая образовательная модель
― сфера образования держится на трех китах — научный подход, знание конкретных фактов и данных, практическая материалистическая методология (лабораторные занятия, исследования, практикум).
Распределение образовательных ролей
Материализм отвергает авторитарную ролевую модель преподавателя, настаивая на его нейтралитете в образовательном процессе.
Студент ― выполняет функцию ментора, беря на себя часть преподавательских полномочий. Обязательными для него будут: навыки научного мышления, мотивировка на достижение истины и постоянство самообразования. Непрерывное обучение как целостная система образования с успехом воплощается в материалистической образовательной модели.
Особенности образовательной модели:
- общая естественнонаучная направленность;
- отказ от авторитарных методов в обучении и исследовании;
- баланс теоретической и практической деятельности;
- приверженность к эгалитарным формам;
- самостоятельная исследовательская деятельность;
- непрерывное обучение/образование.
Материалистическая образовательная модель оказывается более гибкой, современной в организации структуры учебного процесса, нежели идеалистическая. Тем не менее, обнаруживаются не только явные различия, но и очевидное сходство в ориентации моделей.
III. Прагматическая образовательная модель
― образовательная реальность выступает неотъемлемой частью реальности социальной. Прагматизм не отвергает ценностное значение научного знания, но настаивает на его постоянном обновлении ― по принципу «все течет, все изменяется». Научное знание должно быть адаптировано к запросам переменчивой действительности ― вот основное условие для его существования на образовательной арене.
Социальное знание оценивается как определяющее. При использовании проблемных методов обучения оно дает наиболее точное представление о реальности и обеспечивает активизацию жизненной позиции.
Распределение образовательных ролей
Преподаватель ― выступает в роли «напарника» по нахождению выхода из проблемной ситуации. Подобная учебная «стратегия» находит себя в групповых формах обучения, дискуссиях, использовании техник «мозгового штурма».
Студент ― занимает активную позицию «капитана» поискового «лайнера», чья деятельность направлена на нахождение ответов.
Особенности образовательной модели:
- высокая мобильность и адаптивность к запросам времени;
- экспериментальный метод познания действительности;
- практичность и полезность — абсолютные критерии истины;
- социальная и коммуникативная направленность;
- инициативность и активность обучающихся;
- выработка социальной ответственности;
- мотивация на достижение личного и общественного блага.
Основное предназначение высшего образования усматривается в подготовке студентов к ситуациям постоянного выбора, ограниченного лишь соображениями практической выгоды и признанием ответственности.
IV. Экзистенциалистская образовательная модель
― определяющей образовательной реальности выступает индивидуальное бытие личности, сформированное в процессе обучения.
Распределение образовательных ролей
Преподаватель ― выступает в качестве некого «абсолюта». Его основная функция состоит в том, чтобы «подвести» студента к индивидуальному постижению истины.
Студент ― занимает позицию единомышленника, внешне равноправного участника диалога, проясняющего ценности индивидуального человеческого бытия. Бытие студента ― это бесконечная череда вопросов и ответов на них, различных ситуаций выбора.
Особенности образовательной модели:
- экзистенциональная трактовка образования;
- внутренняя направленность и концентрация на духовном спектре;
- «сократовский» диалог преподавателя со студентом;
- использование метода сомнения;
- индивидуальное постижение истины;
- самосозидание и постоянство выбора.
Для экзистенциональной трактовки образовательной модели свойственно признание ответственности за «конечный» результат образования, за то, как человек распорядился своей жизнью в итоге.
В основе любой образовательной модели лежит та или иная система ценностей. Ценностный ряд для идеалистической модели образования ― это традиционализм, стремление к духовной чистоте и нравственному совершенству. Материалистическая модель ставит на символический пьедестал ― практичность, образованность, абсолютную приверженность науке. Прагматики в большей степени ориентированы на достижение личной и общественной пользы, выработку адаптивности к окружающей переменчивой действительности. Для экзистенциалистов главное ― формирование индивидуальности, внутреннее постижение и развитие. Различные системы ценностей ― различные образовательные модели.
Определить, какая из образовательных моделей наиболее жизнеспособна, и какие методы на сегодняшний день показывают лучшие результаты ― достаточно сложно. При всей, казалось бы, общности философских воззрений, легших в основу моделей образования, каждое из них ― отдельная «планета» со своим миропониманием и мировосприятием. В этой ситуации сложно судить о плюсах и минусах. «Конкурс» на лучшую образовательную модель изначально обречен на провал.
Взаимное усилие и взаимная дополняемость различных философских подходов и обучающих методов, а не абсолютизация различий ― вот адекватный метод борьбы с сегодняшним догматизмом в образовании. Вот универсальный подход к решению глобальной задачи образования.
Использована литература:
-
Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: учебник — Ижевск: Издательство Удм. Университета, 2010. — 254 с.
-
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — 213 с.
-
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие — Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2002. — 158 с.
-
-
-
Источник: https://krismile.livejournal.com/4240.html |