Пятница, 22.11.2024, 01:57 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

sbc
8 (343) 207-53-70
(пн - пт, 10:00 - 18:00)

Logo

Главная
Выбор языка
Мы в соцсетях
Вступить в группу   Подписаться на канал   Вступить в группу   Mastodon
Меню сайта
Категории раздела
Алёна Лебедева [2]
Василий Сурин [7]
Ирина Гордеева [1]
Кристина Кузьминчук [5]
Поиск
Наш опрос
Какое направление личностного развития наиболее актуально для Вас?
Всего ответов: 18
Статистика
Яндекс.Метрика
Партнёры
Active Search Results Бизнес-тренинги и семинары на Все Тренинги .ру

Главная » Статьи » Кристина Кузьминчук

Преимущества и недостатки информатизации педагогического процесса

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

 

«Жить тебе в эпоху перемен!», — гласит старинное китайское проклятие. Сегодня в связи с качественными изменениями в политической, экономической, социальной, культурной, и, наконец, образовательной жизни нашей страны «проклятие» обретает новый смысл. Причина тому — всеобщая информатизация. 

Новейшие компьютерные и IT-технологии, мощным потоком обрушившиеся на общество, не могли не затронуть сферу образования. Информационная революция продиктовала возникновение принципиально иной социально-педагогической ситуации, требующей кардинальной смены одной образовательной модели, не отвечающей запросам времени, на другую. Выбор новой оптимизирующей стратегии образования в перспективе обеспечил бы беспрепятственное вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. «Конкурентоспособная продукция на мировом рынке сегодня — это, прежде всего, наукоемкие технологии и товары, производство и эксплуатация которых требует повышенного уровня знаний, а нередко и даже высшей квалификации на стыке различных областей передового научного знания» [1, с. 101].

Основной парадокс заключается в том, что современная система отечественного образования, будучи одной из самых мощных и развитых в мире, до последнего времени оставалась в стороне от информатизации как глобального процесса входа в мир инноваций и технического прогресса в образовательном контексте. Трансляция уникальных наукоемких отечественных технологий в массы происходила на непозволительно низком информационном уровне, если проводить аналогию с западными системами. Такой уровень информатизации образовательной системы сегодня не позволит нашей стране сохранить прежнюю «репутацию» в мировом масштабе.

Исследователи А. А. Федотов и Е. Л. Федотова выделяют два основных направления для развития отечественного образования в направлении информатизации [2, с. 254]:

  • инструментально-технологическое — направление, включающее в себя задачи по использованию новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения;
  • содержательное — направление, включающее в себя задачи по формированию нового наполнения самого процесса образования.

Обновление педагогического процесса именно в технологическом ключе — путем внедрения и последующего использования инновационных компьютерных технологий (мультимедийных, интерактивных, гипертекстуальных) и средств — один из способов не только повышения эффективности и уровня качества отечественного образования, но и своего рода триумфальное «возвращение» в ряды мировых лидеров.

Неслучайно в принятой правительством РФ «Концепции модернизации российского образования» в качестве основной цели развития образования указано обновление его содержания путем ориентации на новые потребности российского общества [3].

При этом избежать «подземных толчков» при сдвиге такого масштаба в «образовательной коре», вызванном информационной революцией, невозможно. Обратная сторона медали быстрого прогресса и стратегии «наверстывания» — трудность введения новой доктрины в глобальный «учебный обиход».

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс сегодня осложнено в основном тем, что преподаватели, а также взрослые учащиеся сталкиваются с проблемой временной «нестыковки», возникающей из-за различий между старшим и младшим поколениями в степени оперативности освоения информационного пространства. Кроме того, студенты в своем стремлении к изучению компьютерных (в том числе Интернет) и прочих технологий больше ориентированы на развлекательную составляющую информационного процесса, нежели учебную. Запрограммировать же «мозговые рецепторы» молодёжи строго на учебную деятельность — в качестве доминанты — крайне проблематично. В тоже время сами педагоги по причине низкого уровня технических знаний, либо чрезмерного консерватизма применяют информационные технологии в учебном процессе в большей степени «из-под палки», нежели для подкрепления учебного материала, его визуализации [4,5].

Рассмотрим преимущества и недостатки использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения.

Преимущества:

  1. Временна´я эффективность учебного процесса 
    
    Данный факт не мог не сказаться на эффективности работы педагога. Возможность беспрецедентного возвращения в старый лекционный материал и оперативной подготовки нового путем электронных технологий, а не ручного труда — дает дополнительное время на педагогическое творчество и педагогическое самообразование. Также большое значение имеет такая психологическая составляющая как отдых.
  2. Повышение эффективности контроля качества процесса обучения 
    
    Через измерение уровней достижений учащихся и их последующего сопоставления с требованиями образовательных стандартов стало возможным определить потенциальные возможности обучающихся, а также квалификационного коэффициента преподавателя. Что в результате дает полную картину эффективности или неэффективности образовательного процесса.
  3. Формирование партнерских отношений между преподавателем и учащимися 
    
    Немаловажный фактор успешности образовательного процесса — то, как сложатся взаимоотношения педагога и студентов. Установлению доверительных отношений способствуют применение новых методов в обучении, таких как эвристический и проблемный. Трудовая деятельность учащего и учащегося в обоих случаях нацелена на кооперирование, работу в группе, совместный поиск решения проблемы.
  4. Возможность получения «конвертируемого образования» 
    
    Уникальные технологические навыки, которые учащийся приобретает сегодня — определенный гарант его профессиональной востребованности на рынке труда завтра.
    «Конвертируемое образование» в настоящий момент становится синонимом качественного образования.

Недостатки:

  1. Негативное воздействие на организм и психику человека 
    
    Чрезмерное за компьютером провоцирует развитие таких заболеваний как — гипертония, заболевание опорно-двигательного аппарата, устойчивая близорукость, ишемическая болезнь сердца, заболевание почек и мочеполовой системы, а также импотенция и фригидность. Среди психических заболеваний — депрессия [7].
  2. Затушёвывание личностного фактора, связанного с внутренним потенциалом преподавателя [4] 
    
    Техническая компонента начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе. Внутренний потенциал преподавателя не может быть максимально задействован в учебном пространстве — в связи с невозможностью конкурировать с всезнающей машиной, в чью «память» помещен весь опыт человеческой цивилизации.
  3. Дополнительный доступ к информации, не имеющей отношения к учебному процессу 
    
    Подавляющее большинство учащихся, не достигших совершеннолетнего возраста, отдает свое явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий [4].
  4. Отсутствие непосредственного контакта 
    
    Если речь идет о дистанционном образовании, при котором учащийся частично или полностью отдален от преподавателя и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Ученик предоставлен сам себе, его образовательную деятельность не скооперирована. Педагогический процесс утрачивает воспитательную направленность как одну из основных компонент формирования полноценной личности.

Таким образом, разработка и переход к использованию информационных технологий в учебном процессе — составляют сущность динамических процессов в образовании. Миссия учебных заведений всех уровней профессионального образования — быть центрами обучения передовому знанию, основанную на информационно-технических инновациях и внедрению этого знания в профессиональную деятельность.

© Кристина КУЗЬМИНЧУК

 
Использована литература:
  • Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: учебник — Ижевск: Издательство Удм. Университета, 2010 — 254 с.
  • Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник — Москва: Высшее образование, 2010 — 368 с.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // Российское образование: Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
  • Ноженко Е. И. Информационные технологии в системе учебной деятельности учащихся открытой (сменной) школы. Научный педагогический и психолого-педагогический журнал "ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ" из Перечня ВАК РФ. [Электронный ресурс] // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-2_p074-077.pdf
  • Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 13. Осень 2005. // Базы данных ФОМ [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение»: http://bd.fom.ru/report/map/d051060
  • Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: Экспресс-справочник для студентов вуза. — Москва, Ростов-на-Дону: Издательский Центр «МарТ», 2009 — 186 с.
  • Гатаулина Г. Вред здоровью от компьютера [Электронный ресурс] // IV MARY to daughter it is devote: http://www.ivmary.ru/health-diets/diets/115-vred-zdorovyu-ot-kompyutera


Источник: https://krismile.livejournal.com/3757.html
Категория: Кристина Кузьминчук | Добавил: RadistkaKat (31.03.2011) | Автор: Кристина КУЗЬМИНЧУК W
Просмотров: 8579 | Теги: компьютеризация, качество, педагогика, конкурентоспособность, преимущества, IT-технологии, обучение, информатизации, эффективность, контроль

© Школа бизнес-коммуникаций. Тел.: 8 (343) 207-53-70
Copyright MyCorp © 2024